Кисти для акварели

Администрация студии
6 мая 2021

Кисти для акварели – приспособления для нанесения акварельных красок на бумагу. В отличие от других видов инструментов для нанесения художественных материалов (акрил, масло) акварельные кисточки должны удерживать влагу, вбирать большое количество пигмента. Пучок из ворсинок для работы с акварельными красками должен быть упругим – намоченный ворс не должен топорщиться в разные стороны.

Новые кисточки обрабатывают раствором гуммиарабика (прозрачная смола из сока акации), чтобы они сохраняли форму в процессе транспортировки и хранения. Прежде чем приступать к работе, новые рисовальные принадлежности опускают в емкость с водой, чтобы смола растворилась и смылась с поверхности ворса. Инструменты для письма акварелью не используют для нанесения других красок (акриловых, масляных).

рисунок акварелью

Виды кистей для рисования акварелью

От материала кисточки зависит качество нанесения мазков и результат творческой работы. Принадлежности для письма акварельными красками с давних времен делали из меха сибирского колонка, белки и соболя. Натуральный мех пушных животных пользуется популярностью из-за способности удерживать краску в большом количестве, сохранять форму, не растрепываться. Акварельные кисти различают по типу волоса:

Соболь. Эластичный, хорошо впитывающий пигмент материал. Восстанавливает исходную форму после высыхания. При надлежащем уходе модели из собольего меха служат долго.

Белка. Мягкий материал из тонких ворсинок, вбирает много влаги, подходит для растушевки, создания размытых штрихов. Из беличьего меха делают риггеры, кисти для размывки.

Шерсть крупного рогатого скота. Толстый, упругий ворс поглощает много краски. В сравнении с моделями из собольего меха такие кисточки менее эластичные.

Козья шерсть. Используется для изготовления больших кистей для размывки.

Верблюжья шерсть. Ворсинки отличаются малой эластичностью. Принадлежности из них плохо восстанавливают первоначальные контуры. Шерсть верблюда обычно используется для производства бюджетных моделей для детского творчества.

Свиная щетина. Не формирует тонкий кончик, жесткая, упругая. Из нее делают инструменты для снятия излишков красителя или для создания текстурированной поверхности.

Синтетический ворс делают из таклона, нейлона, полиэфирного волокна. Модели из синтетических волокон – практичный, недорогой, самый долговечный вариант. От формы кисточки зависят очертания мазка. По форме кисточки бывают:

Круглые. С сечением в виде окружности. Удерживают пигмент в большом объеме. Разная длина ворсинок в середине и по краям приводит к формированию заостренного кончика.

Плоские. Вбирают много пигмента. Подходят для закрашивания обширных областей.

Моп. Сферическое сечение и густой ворс – характеристики, благодаря которым получают плотные, широкие мазки. Инструмент подходит для растушевывания краски в свободной манере. Используется для смачивания бумаги, нанесения размашистых полос, например, при раскрашивании неба или водной глади, для получения мягких переходов оттенков.

Филберт. Плоские кисочки овальной или купольной формы без заостренного кончика. Оптимально подходят для прорисовки листвы в кроне дерева.

Веерные. Плоские, клиновидные, расходящиеся кверху модели. Ими удобно снимать излишки краски, смягчать цветовую растяжку, размывать контуры.

Риггеры. С длинным ворсом и тонким кончиком, напоминают лайнер (фломастер). Инструмент удерживает мало краски, предназначен для создания тонких линий, прорисовки мелких деталей. Широко применяется в технике графика.

Споттеры. С короткими ворсинками и заостренным окончанием. Изначально применялись для ретуши фотографий. При письме акварельными красками используются для четкой детализации отдельных фрагментов.

Правильно подобранная кисточка превратит творческий процесс в отдых. Если рисование в удовольствие, оно помогает отстраниться от проблем, забыть о неприятностях и жизненных трудностях. Релаксация, позитивные эмоции и созданные собственноручно художественные произведения – результаты творчества, которые стоят того, чтобы начать рисовать.

Как выбрать

Каждая кисточка маркируется номером. У плоских моделей номер означает ширину кончика (обычно в пределах 2-18 мм с шагом 2 мм), у круглых кистей – диаметр крайнего сегмента ворсистой части (обычно в пределах 0-20 мм с шагом 1 мм). Собирая индивидуальный набор кистей, нужно учитывать их предназначение. Модели с номером 0-3 мм используют для прорисовки штрихов, тонких нюансов. Кисточками с номером от 4 мм удобно создавать фон, делать крупные, размашистые мазки, закрашивать большие фрагменты.

При покупке тщательно ощупывают ворс, проверяя его способность восстанавливать форму, не вылезать из патрона. Если пучок распушился сразу после контакта с сухими пальцами, при работе с жидкими красками, он будет вести себя непредсказуемо. Эксперты рекомендуют воздержаться от покупки большого количества кисточек. Лучше купить несколько, например, 3-4 модели разной формы, пробовать рисовать, составлять свое мнение об изделиях разных марок.

ТОП-5 лучших моделей

Кисти марки Roubloff (Россия) сделаны из меха белки. С удобной лакированной ручкой. Пучок упругий, эластичный, хорошо поглощает и удерживает жидкий пигмент, не растрепывается во время работы. В продаже модели с номерами от 0 до 10. В зависимости от номера можно проводить тонкие линии или делать крупные мазки. Результат в любом случае одинаково хорош. Цена 1 единицы в пределах 210-320 рублей.

кисти для акварели Roubloff

Кисти марки Winsor&Newton Cotman (Великобритания) из синтетического волокна для профессионального использования. Плотный пучок формы риггер с заостренным выраженным кончиком подходит для создания тонких линий – прямых, изогнутых, штрихования, ретуширования, каллиграфического письма. Цена 1 единицы в пределах 480-580 рублей.

Кисти марки Winsor&Newton Cotman

Модели марки «Малевичъ» Andy (Россия) сделаны из синтетического волокна. Двойной обжим патрона надежно удерживает ворсинки, не давая им вылезать или растрепываться. Пучок отлично сохраняет форму после многократного использования. Подходит для прорисовки контуров, мелких элементов, строгих линий, для техники лессировка (послойное нанесение). Цена за 1 единицу в пределах 50-55 рублей.

кисти для акварели Малевичъ»\

Кисти марки «Гамма» (Россия) из меха белки конусообразной формы подходят для нанесения крупных мазков и прорисовки мелких деталей. Ими удобно пользоваться. Продаются поштучно и набором, в котором кисточки разного номера-диаметра. Цена 1 единицы в пределах 125-200 рублей.

кисти модели гамма

Модели марки «Гамма» (Россия) из синтетического ворса (полиэфирное волокно) повышенной упругости. Пучок из ворсинок плотный, хорошо держит первоначальную форму. Легко промывается водой, после высыхания ворсинки не топорщатся. Можно купить набор, в котором собраны кисточки разной формы и размеров. Цена 1 единицы в пределах 132-210 рублей.

Советы по уходу

После завершения работы акварельные кисти нужно промыть под проточной водой с мягким мылом. Вместо мыла можно воспользоваться готовых раствором для мытья художественных кисточек. В ворсинках, возле основания патрона может накапливаться пигмент, что впоследствии затруднит передачу нужно оттенка на картине. После завершения промывания волоски и поверхность подсушивают тканевым полотенцем или бумажными салфетками.

После этого принадлежности укладывают на открытом воздухе до полного высыхания. Чтобы удалить излишки влаги из больших кистей – широких и круглых, ими постукивают по краю раковины. Не рекомендуется надолго оставлять инструменты для рисования в воде. От обилия влаги они теряют форму, становятся непригодными для создания четких мазков и линий. От частого замачивания портится деревянная рукоятка, которая размокает и трескается.

Принадлежности из натурального ворса животных нуждаются в защите от моли. Их держат в отдельных ящиках, которые можно обработать специальными аэрозолями, созданными для борьбы с насекомыми. Рисование красками – увлекательное и полезное занятие, которое развивает творческие способности, помогает раскрыть свою индивидуальность. Рисование удобными кисточками – вдвойне приятное развлечение.

Отзывы
Анна Тарнавская

Я обучалась на «Базовом курсе акварельной живописи» с Анастасией Кустовой и осталась очень довольна! С акварелью я пытаюсь справиться довольно давно, с переменным успехом. Данный курс мне помог стать более подкованной в теории и более уверенно себя чувствовать на практике. Анастасия поделилась с нами нюансами, которые нужно учитывать при выборе художественных материалов; мы познакомились с различными техниками работы с акварелью и отработали их на упражнениях и на полноценных законченных работах. Анастасия очень подробно и грамотно преподносит материал, быстро проверяет отправленные ей работы и очень подробно комментирует их. Все рекомендации Анастасии были крайне полезны. Отдельно нужно отметить техническую сторону обучения: видеоуроки сняты очень качественно, сайт и личный кабинет удобны в использовании. Немаловажный момент — все пройденные уроки остаются у учеников, поэтому я могу еще раз просмотреть их и потренироваться. С нетерпением жду новых онлайн курсов по акварели! 

Людмила Агеева

Рисовать с педагогами «Арт Причал» – это всегда море позитива и удовольствия! Каждый из них харизматичен, высокопрофессионален, щедро делится своими навыками и неизменно доброжелателен! Очень чувствуется их собственная любовь к акварели и искренняя заинтересованность в результатах учеников. Сюжеты невероятно красивы. А серия новогодних зимних курсов с Дарьей Митта и Юлией Степашиной подарила мне настоящее ощущение зимнего праздника!

Яна Лукина

Я прошла курс «Акварельный Париж» с Юлией Степашкиной. Увидела в ленте красивые, легкие, романтичные картинки из курса и очень захотелось поучаствовать. Мы нарисовали красивые ведра с цветами, я научилась передавать отражения на металле, красиво смешивать цвета, передавая разные рефлексы. Далее была быстрая зарисовка в скетчбуке, никогда до этого не рисовала скетчи, очень понравилось компоновать сюжет из различных вариантов! Познакомились с красивейшими парижскими крышами и узорами на старинной архитектуре. И, конечно, не обошлось без изящных парижских улочек во главе с примадонной города – Эйфелевой башней. Весь курс мне очень понравился, Юлия так просто и интересно все рассказывает и показывает, что некоторые уроки я просматривала более 4-х раз, как сказку на ночь!) На тот момент  я только начинала рисовать и, в частности, рисовать акварелью, поэтому навыки, которым обучают на курсе, мне были очень полезны. Большое спасибо за удобное, ёмкое, интересное и полезное дистанционное обучение! 

Елена Чмора

Я проходила курс «Акварельный восток» –  впечатления самые замечательные! Всегда думала, что обделена талантом рисовать, все школьные рисунки выполняла мне мама. К 40 годам решила попробовать и поняла, что свою работу трудно испортить – она все равно будет индивидуальной. «Акварельный восток» меня пленил – такое буйство красок и очень смелые сюжеты. Кажется, у меня все получилось! Приятно рисовать с вами! 

Алина Пегова

В 2019 году я познакомилась со школой «Арт Причал», и мой акварельный мир уже не был прежним! Юлия Степашкина перевернула всё моё понимание акварельной живописи. «Акварельный восток» был моим первым курсом. Юлия помогла раскрыть всю суть акварельной техники, дала понять, как она работает. Это было потрясающе! На этом учение не остановилось. «Европейские каникулы» с Дарьей Миттой – мой второй курс. Он был гораздо сложнее, но после Юлиной подготовки и с прекрасным педагогом Дарьей, которая все разложит по полочкам, страхи ушли прочь. Ну и конечно «Морские этюды» с Ольгой Харченко, которая помогла постичь секретные приемы в написании воды. Кстати, приобретя данный курс, я познакомилась с маскировочной жидкостью и сразу побежала её покупать :) Теперь это мой лучший помощник. Очень сложно выбрать лучшего преподавателя, так как каждый даёт что-то своё, и это просто здорово! А самое прекрасное – «Арт Причал» постоянно устраивает акции, делает большие скидки и даже дарит бесплатные уроки! Их даже и не перечислить! Спасибо огромное замечательным преподавателям и всей команде «Арт Причал»!

Ирина Косолапова

Я проходила курс «Русские пейзажи» с Юлией Степашкиной – это был мой первый курс по рисованию акварелью. Юлия очень подробно и доходчиво объясняла урок. Конечно, не все получалось сразу: например, туман над рекой мне так до конца и не подчинился. Но две работы из курса висят у меня в рамочке: пейзаж «Оттепель» и деревенька. Спасибо огромное вам за возможность рисовать и учиться новому!

Подписывайтесь на рассылку!

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставлять вам наилучшие услуги на нашем веб-сайте, измерять посещаемость и эффективность. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы выражаете свое согласие на использование нами файлов cookie.